Оптимальный аккумулятор для эхолота
Вопрос покупки источника питания для эхолота периодически возникает у большинства активных рыбаков. Вариантов обеспечения электропитания может быть несколько, равно как и моделей батарей. Поэтому данную тему стоит разобрать подробнее.
При решении вопроса обеспечения мобильного питания для электроприборов, потребляющих относительно небольшие токи, обычно используется несколько способов. Это, в числе прочего:
- Блоки бесперебойного питания или, так называемые, ИБП. При стандартной емкости подобных устройств 7-8 Ампер часов их хватает на 1-2 часа, не больше. Разумеется, этого недостаточно.
- Тяговые батареи или аккумуляторы полного разряда. Неплохой вариант при нормальной емкости. Отличается долговечностью, можно разряжать в «ноль». Единственный минус – цена. Меньше чем за 9-10 тысяч рублей нормальный экземпляр не найти.
- Обычные свинцово-кислотные батареи с жидким электролитом. Можно использовать, но недолго. Они нуждаются в постоянной подзарядке. Кроме того, они негерметичны. А это важно при эксплуатации на лодке.
- Наконец, аккумуляторы с электролитом в виде геля. Пожалуй, на таких источниках питания стоит остановиться более детально. На первый взгляд, они идеально подходят для питания эхолота.
Особенности гелевых АКБ
Конструктивно такие батареи мало чем отличаются от обычных аккумуляторов, изготовленных по традиционной технологии. Основным нюансом является форма электролита, который сгущен до гелеобразного состояния. За счет этого достигается определенный набор преимуществ:
- Возможность работы в любом положении.
- Отсутствие необходимости периодического сервиса.
- Повышенный срок эксплуатации при правильной зарядке.
- Герметичность и безопасность корпуса.
Раз уже речь зашла о достоинствах, для баланса стоит упомянуть и важные недостатки технологии:
- Более высокая по сравнению с обычными АКБ стоимость (дороже примерно на 30%).
- Невозможность эксплуатации при сильных морозах (для рыбной ловли с лодки не актуально).
- Необходимость точного соблюдения правил и характеристик зарядки.
Последний пункт очень важен при эксплуатации гелевых батарей. Поэтому посвятим их зарядке несколько дополнительных абзацев, сформулировав определенные правила:
- Периодически «тренировать» АКБ, разряжая его почти полностью и заряжая до максимального уровня. Это поможет избежать преждевременного сульфирования пластин.
- Соблюдать параметры зарядного тока, который не может превышать 10% от номинальной емкости батареи.
И в заключение позволим себе еще несколько слов о емкости. Измеряется она в Ампер часах. Это значит, что аккумулятор автомобильный на 50 Ампер часов будет питать устройство мощностью в 1 Ампер на протяжении 50 часов. В то же время, емкость соотносится с потребляемым током через обратную пропорцию. Другими словами, батарея 70Ач не сможет давать 70А на протяжении часа.